г. Уфа, пос. Миловка, ул. Рабочая телефон.: 8-987-10-777-11
e-mail: galibova@inbox.ru
схема проезда

Все снаряжение делят на несколько групп в зависимости от использования:

- Для управления лошадью
- Для более удобного обращения с лошадью
- Для удобства всадника
- Для предохранения лошади
Рассмотрим все это снаряжение.
Для управления верховыми лошадьми:

Оголовье

Бывают трензельные и мундштучные (см. рисунок) с мундштуками для выездки или более строгого управления лошадью. Начинающие работают на простом оголовье, более мягком по сравнению с мундштуком. Трензельное оголовье бывает с капсюлем и без него.

Трензельное оголовье (уздечка)

Для управления лошадью используются трензельные или мундштучные оголовья.
 
Трензельное оголовье состоит из системы ремней:

- двух нащечных (5)
- суголовного (затылочного) (1)
- налобного (2)
- подбородного (6)
- повода
- капсуля (3)
- трензеля (4)

В различных конструкциях оголовьев те или иные ремни могут отсутствовать.

В область беззубого края челюсти вкладывают трензель (удила), состоящий из грызла и двух металлических колец. Воздействие грызла на язык, челюсть и губы лошади дает возможность управлять ее головой, шеей и плечами, замедлять и прекращать движение.
 
Есть разные конструкции удил, но грызло всегда состоит из двух или трех частей. Иначе лошадь может легко закусить удила — захватить их зубами, и тогда она перестанет повиноваться всаднику. Для передачи команд через удила всаднику служат поводья. Левый и правый повод крепятся к кольцам трензеля с помощью пряжек. Поводья изготавливают из кожи или тесьмы.

В различных конструкциях некоторые ремни могут отсутствовать.

Удила состоят из одного или двух грызл, которые находятся во рту лошади. Концы грызла заканчиваются кольцами, которые располагаются по бокам рта лошади. К кольцам пристегивают нащечные ремни и пряжки поводьев.

Для передачи команд через удила всаднику служат поводья. Их изготавливают из кожи, тесьмы.

Мундштук
 
Специальное удило с боковыми щечками, оказывающее усиленное воздействие на рот лошади. Изобретено Пиньатели в 16в. Во времена расцвета высшей школы верховой езды. Используют при манежной езде для более точного и тонкого управления лошадью. Более короткие верхние концы щечек кольцами соединяют с оголовьем, к нижним, более длинным концам тоже за кольца пристегивают повод. Грызло мундштука лежит во рту лошади на беззубом крае нижней челюсти, немного ниже трензельного удила и на ширину пальца выше клыков. Натяжение повода, как через рычаги, передается на грызло через щечки и вызывают усиленное давление на беззубый край. Действие мундштука усиливают цепочкой, которая пристегивается за сережки, имеющиеся на верхних кольцах, и охватывает нижнюю челюсть лошади.

Пелям
 
Мундштук с подвижным грызлом. По силе воздействия на рот лошади занимает промежуточное положение между трензелем и мундштуком. При вздуздывании на пелям трензель не употребляют.

Хакамор
 
Приспособление позволяющее управлять лошадью без её взнуздывания. Представляет собой недоуздок с обшитой кожей металлической дужкой, заменяющей переносье. От обоих концов дужки идут вниз узкие металлические пластинки, к которым пристегиваются поводья, В сочетании с подбородной цепочкой хакамор позволяет передавать действие поводьев на носовые кости лошади и побуждать её менять темп и направление движения, переходить с одного аллюра на другой и т.д. и т.п. Действие хакамора подобно действию капцуна, применяемого в работе на корде.

Капсюль
 
Приспособление, не позволяющее лошади широко открывать рот. Дисциплинирует лошадь, облегчает управление ею. Входит в комплект оголовья для верховых лошадей и узды для рысаков. Имеет вид недоуздка, состоящего из суголовного и затылочных ремней и узкого переносья. Для сильно тянущих лошадей применяют строгий веревочный капсюль с мелкими узелками на переносье.

Мартингал
 
Дополнительный повод, не позволяющий лошади задирать голову во время движения. Нижний конец мартингала крепят к подпруге, затем мартингал проводят между передними ногами лошади и на уровни груди он делится на два ремня. Каждый из них на верхнем конце имеет кольцо, в которое продевают повод. Когда всадник натягивает поводья, лошадь вынуждена опускать голову.

Шпрунт
 
Ремень прикрепляемый верхним концом к переносью, а нижним к подпруге. Его длина допускает некоторое поднимание головы, но не дает лошади задирать её до горизонтального положения. На спортивных соревнованиях шпрунт не применяют.
Для удобного обращения с лошадьми.

Недоуздок
 
Узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи и вывода её из конюшни. Изготавливают из сыромятной кожи, иногда из специальной плотной прочной тесьмы.

Чумбур
 
Повод недоуздка для привязывания лошади. Чумбуры бывают цепные, веревочные или тесьмяные.

Корда
 
Прочная тесьма длиной 8-10 м и шириной 15-20мм, предназначенная для прогонки лошади по кругу. Иногда для работы в руках используют короткую корду длиной 4-5 м. Корда должна быть легкой, чтобы не обременять рот лошади, а также без узлов или других шероховатостей, мешающей ей скользить в руках кордового. На одном конце корды делают петлю для удержания в руке, на другом-карабин, который пристегивают к капцуну или оголовью. При креплении корды к среднему кольцу капцуна направление лошади можно менять, не перестегивая корду. Если капцун отсутствует, корду крепят накордником или за капсюль так называемый «фикс»,закрепляемая за кольца трензеля через затылок лошади надежно удерживает её и не позволяет бросаться в сторону или по кругу.

Капцун
 
Специальный манежный недоуздок, незаменимый для работы лошади на корде. Переносье капцуна подбито войлоком, в него вставлена металлическая пластинка с тремя кольцами. Через неё посредством давления на носовые кости лошади передаются воздействия человека, который управляет кордой. Капцун должен плотно облегать голову лошади и не смещаться при натяжении корды. Приклепляют её к среднему кольцу, что позволяет не перестегивать её при перемене направления движения лошади.Боковые кольца используют для работы с лошадьми сильно тянущими в сторону. Капцун позволяет избежать травмирования чувствительного рта лошади, которое нередко встречается при работе на корде с трензельным оголовьем.

Бич

 
Длинный кнут для тренировок в манеже. Обычно представляет собой скрученную из 6 тонких сыромятных ремешков тетиву длиной 2-2,5 м. с деревянной ручкой толщиной 15-20мм, длиной 1,2 м и более.

Хлыст
 
Вспомогательное средство управления лошадью, использование которого ограничено правилами конного спорта и ипподромных испытаний лошади. Так хлыст не применяют на соревнованиях по выездке, а так же при скачках на лошади в возрасте 2 лет. На соревнованиях по преодолению препятствий, троеборье, стипль-чезе, пробегах, хлыст должен быть не длиннее 75 см, а при испытаниях рысаков-125см. Разрешается посылать лошадь только ударами по спине и крупу. После финиша действия хлыста запрещены.

Скользящие поводья

 
Вспомогательное средство для выездки молодой лошади, дополнительный повод, пропущенный через кольца, которые соединены короткими ремешками с кольцами трензеля, и пристегнуты концами к подпруге или передней части седла. Натягивая скользящий повод всадник заставляет лошадь опустить голову, т.е. сдать в затылке. Пользоваться скользящим поводом могут только опытные всадники.

Шпоры

 
Усиливают действие шенкелей. Шпора состоит из дужки, шенкеля и репейка. Крепится ремешком на верхней части задника сапога. Правилами конного спорта допускают лишь такие шпоры, которые не могут ранить лошадь.
Для удобства всадника

Седло

Как приспособления для ВЕ известно с начала 1-м тыс. до н.э. Сначала их закрепляли при помощи хвостового и нагрудного ремней, затем стали пользоваться подпругой. Седло с жесткой основой появилась лишь в раннем средневековье. Существует много разновидностей седел, главной частью которых является ленчик.
Виды седел и краткое описание:

Спортивные седла

Они должны максимально облегчить передвижение лошади на всех аллюрах и при прыжках. Спортивные седла подразделяются на седла для конкура, троеборья, для высшей школы верховой езды (выездка), вольтижировки (на них выполняют специальные гимнастические упражнения) и для обучения верховой езде (учебные седла). Учебные седла более просты по своей конструкции и обычно изготавливаются из дешевых материалов.
 
Спортивное седло состоит из:
- ленчика
- двух крыльев
- двух подкрылков
- сиденья
- двух подушек
- подпруги
- четырехили
- шести приструг
- двух стремян
-  двух шнеллеров
-  потника

Ленчик изготавливают из металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух лавок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида седла.

Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник. У седел для высшей школы верховой езды крылья опущены вертикально вниз.

Сиденье делают из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.

Подушки изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем; они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.

Потник делают из толстого войлока. Он смягчает давление седла и подушек на тело лошади, препятствует образованию потертостей, впитывает пот во время работы лошади. Под потник подкладывают вальтрап прямоугольный кусок белой полотняной ткани размером 70 х 80 см. Вальтрап предохраняет кожу лошади от загрязнившегося потника. Он не является частью седла.

Подпруги изготавливают из тесьмы или кожи. Современное спортивное седло чаще всего имеет одну подпругу, которая с помощью пряжек и приструг плотно охватывает снизу и с боков тело лошади, не давая седлу сползать вбок и перемещаться вдоль спины.

Стремена изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем.

Путлище продевают в шнеллер — специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.
Иногда к спортивным седлам ошибочно причисляют скаковые седла — максимально облегченные, предназначенные для скачек на ипподромах. Но ипподромные скачки не являются классическим видом конного спорта, и поэтому скаковые седла (рабочие и призовые) следует отнести к специальному типу.

Учебное седло
 
Предназначено для начинающих. Предельно просто, его составляют ленчик, обтянутые кожей передняя и задняя луки, парные кожаные крылья, подкрылки и подколенные подушки, две или три пары приструг, две съемные подпруги, два путлища, и пара стремян.

Конкурное седло

 Снабжено толстыми валиками на крыльях «под колено»,имеет низкую переднюю луку и не слишком высокую заднюю.

Троеборное седло

 
Имеет широкие крылья с сильно выпуклыми валиками по обеим сторонам крыла, как бы облегающим ноги всадника.

Выездковое седло
 

Имеет очень высокие луки и удлиненные крылья, а подколенные подушки у него плоские.

Строевое седло
 
Их конструкция позволяет равномерно распределять вес всадника или груза на холке, спине и пояснице лошади. Седло удобно для пастухов, табунщиков, в длительных конных походах и для начинающих.

Офицерское седло

 
Сходно по конструкции со строевым но сделано из лучших сортов кожи, более добротно, зачастую с металлической окантовкой лук.

Казачье седло
 
Удобно для лошади и всадника. Особенно удобно для джигитовки, конных игр.

Кавказское седло

Напоминает удобное креслице. Используют народы Кавказа, цирковые джигиты, любители экзотики.

Дамское седло

 
Скаковые седла

Вольтижировачные седла

 
Предназначено для вольтижировки.

Вьючные седла

Для перевозки грузов.

Предохраняющее верховых лошадей от травм и болезней.

Ногавки и бинты

 Защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади, так называемая защитная обувь.

Наушники

 
Специальные колпачки, которые надевают на уши нервным, пугливым рысакам и верховым лошадям при ипподромных испытаниях, и в качестве защиты от насекомых.

Попона
 

Покрывало, предохраняющее разгоряченную после работы лошадь от простуды. Применяют также при содержании лошадей на коновязи в холодное время и при перевозках. На корпусе лошади попона крепится с помощью застежек и трока. Зимние попоны изготавливают из сукна, летние из х/б плотной ткани. Большие попоны закрывают не только корпус но и шею лошади и имеют капор.

г. Уфа, пос. Миловка, ул. Рабочая
 тел.: +7(987) 10-777-11 

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

схема проезда