г. Уфа, пос. Миловка, ул. Рабочая телефон.: 8-987-10-777-11
e-mail: galibova@inbox.ru
схема проезда

 

 

 

Нередко можно услышать, что некоторые животные обладают способностью лечить людей.

Зачастую лечение посредством оперативного вмешательства, таблеток и уколов приносит немало страданий, да и к тому же это является весьма скучным. Лечение проходит весьма неплодотворно зачастую именно из-за того, что ребенку неинтересно, вследствие чего он некачественно выполняет многие упражнения. Совсем другое дело, когда речь идет об иппотерапии, методика которой нацелена не только на оказание физикотерапевтического воздействия, но и на улучшение состояния эмоционального фона, решение психологических проблем (что, в свою очередь, позволяет более плодотворно избавляться от физиологических проблем).
Совсем по-другому больной человек чувствует себя во время лечения посредством иппотерапии, то есть лечебной верховой езды (ЛВЕ). В целях профилактики ее применение является также весьма полезным.

Иппотерапия для детей – это возможность безболезненно избавиться от своих проблем.

По сути, она представляет собой оздоровительную реабилитационную, а также лечебную верховую езду.  По сути, это форма лечебной физкультуры, где в качестве развивающего инструмента выступает лошадь.

Немного истории

На сегодня практика такого способа лечения оправдала себя со всех сторон. Методика лечения посредством ЛВЕ не включает в себя каких-либо замысловатых и сложных процедур, однако способствует улучшению состояния больных целебральным параличом, синдромом Дауна и т.п. При этом здесь нет никакого секрета: методика легко объяснима.

История иппотерапии началась еще в древности. Еще сам Гиппократ подчеркивал несомненность пользы от верховой езды. В 50-е годы XX века от зарубежных авторов появились первые статьи о применении ЛВЕ. Началось более глубокое изучение, анализ показаний, отслеживание воздействия, описание наблюдений.

При ЛВЕ лечебно-профилактическое влияние основывается на двух основных факторах: психогенный и биомеханический. Включая психотерапевтическое и физикотерапевтическое воздействия, безболезненным способом она избавляет многих людей от тех мучений, для излечения которых остальная медицина сделать практически ничего не может. Последние 30-40 лет иппотерапия бурно развивается. Сегодня центры ЛВЕ открыты во 45 странах мира.

Такое бурное развитие этого метода лечения в Северной Европе началось после случая исцеления посредством ЛВЕ одной датчанки. Лиз Хартел была спортсменкой (конный спорт). Но произошло несчастье – довольно редко возникающее заболевание полиомелит приковало спортсменку к инвалидному креслу. Но занятия на лошади она прекращать не стала. И посредством ЛВЕ действительно произошло чудо: бывшая спортсменка не только смогла выздороветь и вернуться в спорт, но и опять принимать участие в соревнованиях. Но каково было всеобщее удивление, когда ею была завоевана Серебряная медаль во время Олимпийских игр в Хельсинки!

Польза для души

Для больного человека, который практически не испытывает радости от движения частями тела, мало контактирует с другими людьми, все время смотрит на все с положения «снизу вверх», езда на лошади предоставляет весьма широкий спектр возможностей ощутить радость и полноту жизни.

Такая поездка по-другому, чем в повседневности, демонстрирует окружающий мир. Больной человек получает возможность взглянуть на все сверху, так, как на него смотрят окружающие, и даже с более высокой точки. Также ему необходимо проявлять очень много усилий для концентрации внимания, напрягать все свои силы для того, чтобы максимально самостоятельно продвигаться дальше. Особенно действенны все эти факторы в иппотерапии для детей.

Зачастую из-за болезни больной страдает аутизмом (уходом в себя), вследствие чего коммуникация, а уж тем более общение не могут осуществляться плодотворно. Во время ЛВЕ он просто вынужден идти на контакт с лошадью, а также с инструктором. В любом случае риск того, что коммуникация будет осуществляться не очень успешно, сведен к минимуму, поскольку сами тренеры, как правило, настроены очень дружелюбно, а лошадь же из-за предоставления стольких возможностей дарит массу положительных эмоций. Да и в целом это существо дает пережить невозможное для человека, который лишен возможности ходить: сидя на лошади, больной как бы идет сам.

Через обретение уверенности в себе на лошади ребенок и взрослый проецируют это ощущение в обычную жизнь.
 

Когда человек усаживается на ней и держится посредством самостоятельных усилий, то у него появляется чувство собственной значимости, веры в себя. Лошадь  позволяет без инвалидного кресла передвигаться на себе так же, как это делают здоровые люди.

При иппотерапии лечение происходит ненавязчиво, пациент иногда и вовсе не догадывается о том, что лечится, выздоравливает, что значительно облегчает сам процесс лечения.

Занятия иппотерапией для инвалидов, возможно, в некоторых случаях, единственный шанс улучшить состояние своего здоровья
Также посредством этой методики излечиваются различные психические расстройства, к примеру, такие как шизофрения, поведенческие расстройства, аутизм и т.д.

Также происходит переключение внимания, переживания с себя на лошадь посредством заботы о ней, внимания к ней, снимается стресс, уходят страхи. Стоит отметить, что при этом также происходит постижение чего-то нового, ребенок учится заботиться через необходимость заботы о лошади. Улучшаются память, внимание, активность, обучаемость. ЛВЕ рекомендуется применять в том числе и при сложностях в воспитании.

Занятия иппотерапией рекомендованы и здоровым людям после умственного перенапряжения, долгих нагрузок.
Иппотерапия – методика, которая основана на мощном психологическом воздействии и одновременно способствует физиологической реабилитации и лечению. Эта комплексность позволяет двум этим факторам развиваться в полную силу. Особенно полезно в целом применять занятия иппотерапией для детей, так как это в любом случае способствует правильному воспитанию и в целом развивает коммуникативные навыки.

Польза для тела

Всадник на лошади получает колоссальную, но не приносящую никакого вреда нагрузку. Животное перешагивает с ноги на ногу, создавая этим передающиеся человеку колебательные движения. Посредством ходьбы оно передает движение вперед-назад и по по длине оси тела,  вверх-вниз, а также диагональные движения: итого около 110 многоразмерных колебательных импульсов за одну минуту, если лошадь является крупной.
 

При верховой езде имитируются и стимулируются движения, которые совершаются взрослым человеком при ходьбе. Сидя на лошади, он получает импульсы на среднюю позу. При этом его пояснично-позвоночный столб и тазобедренный сустав испытывают такое воздействие тела лошади, которое испытывает туловище здорового человека при обычной ходьбе. При занятиях иппотерапией мышцы как бы массируются. Также этот массаж получается с небольшим подогревом, поскольку температура лошади на полтора-два градуса выше, чем у человека.
Лошадь привлекает к активности практически все группы мышц, в том числе и те, которые являются поврежденными. Вследствие этого может исчезнуть либо уменьшиться мышечная атрофия.

Противопоказаний для занятий ЛВЕ немного. К ним относятся врожденная ломкость костей, гемофилия, любые заболевания в подостром и остром периодах.  Также есть и относительные противопоказания.

Занятия нужно проводить, когда присутствуют такие болезни как целебральный паралич, олигофрения, в целом нарушения опорно-двигательного аппарата, остеохандрозы, радикулиты, сердечно-сосудистые заболевания, многие хронические заболевания пищеварительной системы, хронические заболевания мочеполовой системы и др.

Безусловно, прежде чем приступать к занятиям по иппотерапии, необходимо проконсультироваться у врача.

Благодаря занятиям улучшается мышечный тонус, происходит увеличение объема движений, подвижности в целом, совершенствование координации движений, повышение устойчивости к физическим нагрузкам, улучшение мелкой моторики, работы мышц костей и пальцев, противопоказания: повреждения и некоторые заболевания поясничного отдела позвоночника, диабет, болезни почек. Также подтверждено на практике, что во время занятий верховой ездой в полную силу начинают работать кровь, легкие, мышцы, а головной мозг обогащается кислородом.  Методика иппотерапии позволяет лечить также патологии слуха и зрения. Занятие верховой ездой рекомендовано также и для тех, у кого нет конечностей.

При ДЦП дети испытывают трудности в управлении ножками, ручками, им сложнее удерживать поводья. Все эти особенности ЛВЕ учитывает. К примеру, для того, чтобы было проще удерживать поводья, их делают  узелковыми, т.е. с узлами, либо с поперечинами. Также подбираются специальные стремена, которые позволяют всаднику не соскальзывать.

Как проводятся занятия иппотерапией?

Группа, в которой проводится занятие, состоит из трех человек: сам пациент, инструктор и коновод, который действует по команде инструктора. Он же, в свою очередь, для подстраховки постоянно находится рядом (даже когда всадник удерживается на лошади самостоятельно). Все занятия ЛВЕ можно разделить на три категории в зависимости от нагрузки, или от того, насколько тяжело болен пациент.

Для наиболее тяжелобольных применяется собственно иппотерапия. Пациент иногда садится на лошадь даже без седла.  Лечение происходит посредством воздействия повышенной по сравнению с человеком температуры тела лошади, а также воздействия ее ритмичных колебаний.
 

Пациенты с меньшей тяжестью заболевания применяют этот тип терапии только на начальном этапе, а потом переходят к обучению элементам самой верховой езды и элементам управления лошадью.

К третьей категории относится райтерапия, или экитерапия. Она представляет собой верховую езду, включающую активное участие самого пациента.  При наиболее успешных результатах люди с ограниченными возможностями могут принимать участие в соревнованиях, заниматься по специальной программе.

Также есть так называемая терапевтическая верховая езда, которая ориентирована на лечение умственно-отсталых, а также трудновоспитуемых подростков.

За адекватностью и эффективностью физических нагрузок необходим в любом случае врачебный контроль. Также следует рационально сочетать ЛВЕ с другими методами комплексной реабилитации. Процедуры должны применяться обоснованно, в соответствии с заболеванием. ЛВЕ в отличие от других методик лечения включает в себя работу почти всех групп мышц тела всадника.

Иппотерапия открывает горизонт новых возможностей. Верховая езда – это целый мир, дающий посмотреть на все, окружающее тебя, с позитивом. Если изначально ребенок не хочет идти на занятия по иппотерапии, то нужно все же подтолкнуть его к тому, чтобы он сел на лошадь. Однозначно польза будет в любом случае. Для ребенка, который ощущает собственную жизнь как необитаемый остров, на котором он будто бы совсем один, лошадь может стать первым другом, который научит дружить не только с собой, но и с другими. А это, как было сказано выше, может произойти совершенно незаметно для самого пациента.

Да и здоровый человек может заниматься иппотерапией для развития своих способностей. Кроме профилактики это подарит множество положительных эмоций. В истории иппотерапии такое множество чудес, что стоит довериться.

Источник

Программа иппотерапии разработанная компанией «Конные прогулки» 

ЧАСТЬ I «Основы разработки методики»

При разработке методики занятий по иппотерапии для пациентов компании «Конные прогулки» мы исходили из того, что она должна включать в себя комплекс мероприятий, направленных на решение соответствующих лечебно-оздоровительных и социально-педагогических задач.

При этом ставилась задача обеспечить:

  • целостное воздействие занятий на пациента: кинезотерапевтическое, социально-психологическое и активацию чувствительных систем головного мозга;
  • преемственность занятий оздоровительной гимнастикой и верховой ездой;
  • закрепление положительных сдвигов в физическом и психическом состоянии пациентов, достигнутых с помощью иппотерапии.

Предлагаемая методика предусматривает определенную последовательность лечебно-оздоровительных и социально-педагогических мероприятий, ряд этапов в их проведении.

 С этой точки зрения целесообразно распределение пациентов на три группы.
К первой группе относятся дети (от 6 до 16 лет)
Ко второй группе пациенты от 17 до 50 лет
В третью группу следует включить от 50 лет

В зависимости от возраста производится и общая дифференцировка способов выполнения упражнений комплекса.

Для лиц первой группы:
- знакомство с лошадью;
- посадка на лошадь, самостоятельное спешивание;
- посыл в шаг и остановки на шагу, применение средств управления на шагу, гимнастические упражнения на идущей лошади, применение элементов манежной езды на шагу.

Заметим, что при легкой степени выраженности расстройств у пациентов, отнесенных к первой группе, а также при наличии у них активного желания, допускается включение в занятия более быстрого аллюра движения лошади - рыси.

Для лиц второй группы:
- знакомство с лошадью;
- посадка на лошадь;
- упражнения на стоящей лошади;
- езда шагом; упражнения на идущей лошади; применение средств управления: остановки, повороты, перемены направления при езде шагом; управление без подстраховки (лошадь инструктор ведет под уздцы; можно применять езду с седлом и без него, в редких случаях со стременем, езда на корде).

Для лиц третьей группы:
- знакомство с лошадью;
- посадка на лошадь;
- езда на лошади без седла, с применением специальной седелки, без средств управления, постоянно с помощью методиста;
- гимнастические упражнения сначала на неподвижной, а затем на идущей лошади.

Характер используемых физических упражнений в ходе занятий зависит от особенностей физического состояния пациента.
- укладки вдоль на лошади, на животе
- движения руками (вверх, в стороны, вперед с акцентом на супинацию, пронацию и работу пальцами),
- повороты в стороны,
- вращательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах,
- подъемы плеч поочередно и вместе,
- упражнения с фиксацией рук в положении "за голову" и на пояснице (наклоны и повороты из этих исходных положений),
- наклоны вперед и назад,
- наклоны с касанием пальцами кисти области голеностопного сустава противоположной нижней конечности,
- разгибания в голеностопных суставах,
- подъемы на стременах,
- дыхательные упражнения (проводятся при выполнении элементов комплекса и согласуются с ними).

При уверенном выполнении занимающимися описанных упражнений на стоящей лошади предлагается их выполнение на идущем животном. При этом комплекс дополняется следующими элементами: посадка спиной вперед с закрытыми глазами; езда стоя на стременах; езда с применением средств управления лошадью: посыл в шаг, остановка на шагу, освоение элементов манежной езды на шагу.

При работе с пациентами целесообразно акцентировать внимание на следующих моментах:
- качество выполнения упражнений на координацию,
- активные движения верхними и нижними конечностями,
- подъем на стременах,
- выполнение дыхательных упражнений, согласуемых с ритмом движения лошади,
- отслеживание фиксированного предмета взором с поворотом глаз, головы и корпуса при движении лошади по кругу и более сложным траекториям.

Помимо этого могут быть использованы: тренировка тонкой моторики (противопоставление пальцев, упражнения с разновеликими предметами на удержание и манипуляцию ими); перенос нижней конечности над холкой лошади; выполнение упражнений с асимметричной посадкой; использование элементов подвижных игр - кольцеброс, метание мяча на точность.

Овладение навыками манежной езды способствует концентрации внимания на выполнении конкретного действия.
В качестве оценочного критерия эффективности описанных мероприятий можно использовать уверенность управления лошадью с помощью поводьев, поскольку данная процедура требует строго определенной концентрации внимания и координации.

Один курс иппотерапии на основе предлагаемой методики состоит из 3 занятий с частотой посещений.

Продолжительность одного занятия - 10-30 мин., в зависимости от тяжести двигательных нарушений и правильности выполнения предлагаемых упражнений.

ЧАСТЬ II
«Основные требования для проведения иппотерапии»

Иппотерапия в ООО «Санаторий «Городецкий» в имеет своей целью выработать активного, смелого и ловкого всадника, умеющего управлять лошадью и преодолевать препятствия, а также подготовить всадника для езды в поле по разнообразной местности и в различную погоду.

Все обучение проводится в строгой последовательности и по детально разработанному плану

Каждый урок в иппотерапии в начале обучения должен начинаться с осмотра пациента, лошади и проверки правильности подгонки конского снаряжения и седловки.

Обучение посадке на лошадь и слезание сначала следует проводить по разделениям, добиваясь правильности выполнения каждого приема в отдельности и лишь затем обучать

Выработку и укрепление посадки следует начинать с отработки равновесия и по мере успеваемости пациентов переходить к ее укреплению и привитию гибкости и непринужденности, практикуя для этого езду без стремян короткими репризами, гимнастические упражнения и преодоление низких препятствий вдоль стенки манежа без стремян и поводьев.

По мере укрепления посадки и выработки непринужденности следует переходить к заездам, вольтам, остановкам и поворотам. Эти приемы сначала следует отрабатывать на шагу, а затем на рыси и галопе. При отработке этих элементов главное внимание необходимо обращать на сочетание пациентом всех средств управления.
Все обучение в иппотерапии должно проходить практически. Но оно будет успешным только тогда, когда пациенты перед исполнением нового приема ознакомятся с теорией выполнения данного приема. Кроме того, знакомство с теорией должно сопровождаться образцовым показом руководителем изучаемого приема, так как зрительное его восприятие во многом способствует быстроте и правильности усвоения.

Поэтому самым верным и доходчивым методом обучения иппотерапии будет образцовый показ руководителя, обоснованный теоретически и проработанный практически обучаемыми.

Перед началом каждого занятия манеж должен быть к нему подготовлен, очищен от камней, палок, режущих предметов и оборудован соответственно проводимому занятию необходимыми препятствиями, станками и т. д.

Прежде чем приступить к практическому обучению в иппотерапии, пациентам нужно рассказать о лошади, ознакомить с правилами ухода за ней и ее сбережении, добиться от них знания конского снаряжения, необходимого для верховой езды, научить правилам седловки и подгонки снаряжения, посадки на лошадь и разбору поводьев.

При отсутствии макета обучение седловке, посадке на лошадь и слезанию можно начинать сразу на лошади.

Обучая правилам седловки, руководитель должен объяснить те действия, из которых складывается седловка, а затем практически показать, как она производится и на что следует обращать внимание.

При обучении посадке на лошадь руководитель предварительно объясняет и практически показывает правила держания поседланной и взнузданной лошади, движение с ней и приемы посадки, а затем заставляет пациента произвести посадку по разделениям под его наблюдением.

Продолжительность каждого занятия по верховой езде не должна быть более 30 мин.

Руководитель должен следить, чтобы посадка пациента на лошадь была крепкой, гибкой и непринужденной. Это достигается выработкой у пациента равновесия и крепкого сцепления с лошадью всеми прилегающими частями тела

Особое внимание руководителю следует обратить на выработку равновесия. Равновесием называется способность пациента сохранять устойчивое положение на лошади в движении. Эти уроки для начинающих очень трудны, поэтому больших репризов рысью делать не следует, а необходимо чаще переходить на шаг и менять направление движения.

10-15 минут работы на вольту вполне достаточная нагрузка для начала обучения, после чего пациентов следует выводить из круга.

По мере укрепления посадки требовательность к пациентам должна постепенна повышаться, а сама езда усложняться. Для усложнения и повышения требований в укреплении посадки большое влияние оказывает облегченная рысь без стремян, но ею также не следует злоупотреблять, так как она является трудной и утомительной для всадника.

Заканчивать урок по иппотерапии нужно кратким разбором, на котором руководитель каждому пациенту в отдельности указывает на достижения и ошибки, а также устанавливает причины этих ошибок и способы их устранения в последующих занятиях.

К обучению полевой езде надо приступать после того, как пациенты получат необходимые навыки в управлении лошадью и укрепят посадку при езде в манеже.

Езду необходимо проводить, на разнообразных, заранее подобранных и подготовленных для этого маршрутах
Полевую езду следует начинать с изучения уравнивания аллюров по дорогам, в определенные отрезки времени, а затем переходить к езде по ровной местности, без дорог, по пересеченной местности, в лесу.

Руководитель выводит всю группу по отмеренному пути и на ходу дает указания, как нужно сидеть в седле, успокаивать лошадь, как сдерживать или высылать ее в том случае, когда она горячится или идет медленно.

Для проведения такого занятия вполне достаточно прохождение 1-2 километров

Для занятий в лесу сначала необходимо выбирать небольшой и сравнительно легко проходимый участок леса. Сначала такой участок проходят шагом, а затем рысью.

ЧАСТЬ III
«Техника проведения процедур»

План проведения процедуры № 1
1. Знакомство с лошадьми на конном дворе (рассказ о пользе иппотрапии) – 5 мин.
2. Выход к леваде
3. Посадка пациента на лошадь с седлом, выдача аудиоплеера с классической музыкой и включение его для пациента
4. Прохождение 1 круга по леваде с инструктором
5. Прохождение 3 кругов по леваде без инструктора
6. Ловля пациентом мяча с лошади 2 круга
7. Разучивание трех четверостиший, сидя на лошади
8. Рисование мелком на доске лошади, сидя на лошади
9. Отдельное самостоятельное общение с лошадью (проход по манежу с лошадью, инструктор предлагает пациенту рассказать лошади все свои плохие мысли, которые он не может рассказать никому и обратить внимание на реакцию животного)
10. Окончание первого занятия. Прощание с лошадью (пациент кормит лошадь сахаром, хлебом или сеном)


План проведения процедуры № 2
1. Выход к леваде
2. Посадка пациента на лошадь без седла, выдача аудиоплеера с классической музыкой и включение его для пациента
3. Прохождение 1 круга по леваде с инструктором
4. Прохождение 3 кругов по леваде без инструктора
5. Выполнение упражнений на стоящей лошади
6. Выполнение упражнений на идущей лошади 3 круга
7. Занятие по седланию лошади
7. Прогулка на лошади в седле 2 км в поле
8. Отдельное самостоятельное общение с лошадью (проход по манежу с лошадью)
10. Окончание второго занятия. Прощание с лошадью (пациент кормит лошадь сахаром, хлебом или сеном)

План проведения процедуры № 3
1. Выход к леваде
2. Посадка пациента на лошадь с седлом, выдача аудиоплеера с классической музыкой и включение его для пациента
3. Прохождение 1 круга по леваде с инструктором
4. Прохождение 3 кругов по леваде без инструктора
5. Выезд пациента в поле и прохождение 4 км.
6. Соревнование с инструктором по метанию дротиков в дарц со скачущей лошади
7. Отдельное самостоятельное общение с лошадью (проход по манежу с лошадью)
8. Окончание второго занятия. Прощание с лошадью (пациент кормит лошадь сахаром, хлебом или сеном)
9. Заполнение анкеты пациентом по результатам проведенной иппотерапии


ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
- возраст до З-х лет, выраженная степень олигофрении или деменции, психические заболевания с галлюцинациями и бредом, соматические заболевания в стадии декомпенсации
- заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой систем и желудочно-кишечного тракта (острые заболевания, а также хронические в стадии обострения);
- декомпенсированная эндокринная патология; сахарный диабет, в том числе в стадии неполной и (или) нестойкой компенсации;
- деформации позвоночника (с III степени);
- нестабильность позвонков, наличие подвывихов, выраженные остеохондротические изменения;
- явления остеопороза позвоночника и других костных образований;
- ожирение III степени;
- воспалительные заболевания мягких тканей;
- контагиозные кожные заболевания;
- острая инфекционная патология и хроническая (при сохраняющейся контагиозности);
- эпилепсия и эпилептиформные синдромы, пароксизмальные состояния неясного генеза;
наличие эпилептической активности и неспецифической пароксизмальной активности на электроэнцефалограмме (при отсутствии в клинике пароксизиальных состояний);
ярко выраженные психотические и психопатоподобные состояния;
миопия высокой степени;
декомпенсированная и частично компенсированная глаукома;
острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы;
миастения и миастенические синдромы;
острые и хронические воспалительные заболевания глаз;
прочие острые и хронические в стадии обострения заболевания.
-патология суставов невоспалительной этиологии,
- неконтагиозные заболевания кожи,
- компенсированная эндокринная патология,
- компенсированная глаукома,
- дегенеративные заболевания центральной нервной системы
- хронические заболевания внутренних органов в стадии ремиссии.
- гемофилия, ломкость костей и заболевания почек.
Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть.
Эпилепсия, как считают сейчас американцы, вообще не противопоказание. Осторожность стоит проявлять лишь в момент посадки и спешивания.

ПОКАЗАНИЯ

- показаниями к проведению иппотерапии являются различные последствия травм нервной системы
- метод иппотерапии применим, во-первых, для людей с ограниченными движениями, включая ДЦП и различные невропатии. -- во-вторых, неврозы, всевозможная двигательная расторможенность, дефицит внимания как следствие двигательной расторможенности и логоневрозы как следствие неврозов.
- конный спорт отличается тем, что позволяет не только учащать пульс и дыхание, изменять показатели давления, но и быстро их восстанавливать. Гораздо быстрее, чем, например, после бега. То есть человек возбужден, старается каких-то результатов достичь, а на самом деле он успокаивается.
- когда пациент видит лошадь, у него уже происходит выброс адреналина, тем более когда занимается гимнастикой. Дома не каждый пациент согласится просто делать физические упражнения. Здесь же, мало того что он верховой езде обучается, он еще и физически совершенствуется.


К медицинским критериям относятся:

а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных.
б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент.
в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа.
г) улучшается психо- эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды.
д) успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают пациентам уверенность в своих силах, веру в себя. Лечебная езда дает пациенту полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц.

К социальным критериям относятся:
а) Улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с коноводами и друг с другом.
б) Проведение соревнований по конному спорту среди пациентов способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала.
в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.
г) По средствам занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными.
 РЕЗУЛЬТАТЫ
 Несомненным положительным аспектом данного реабилитационного метода является комплексное сочетание различных терапевтических воздействий: рефлекторное стимулирующее воздействие на все органы чувств, лечебная физическая культура, массаж, общее закаливание организма, психотерапевтическое воздействие.

Положительными результатами метода иппотерапии являются: уменьшение спастичности мышц, предупреждение и устранение контрактур в суставах, формирование новых двигательных навыков, увеличение амплитуды движений в суставах (преимущественно нижних конечностей), тонкой моторики рук и ног, улучшение равновесия и координации движений, уменьшение выраженности гиперкинетического синдрома.

Иппотерапия оказывает стимулирующее влияние и на высшую нервную деятельность: у пациентов стимулируется мотивационно-познавательная деятельность, снижается возбудимость и повышается психическая активность, нормализуются и улучшаются эмоционально-поведенческие реакции, происходит улучшение в развитии речи, формируются новые коммуникативные навыки. Положительное влияние иппотерапии и на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную систему: отмечается уменьшение количества, продолжительности и тяжести простудных заболеваний. Несомненна и социальная значимость данного реабилитационного метода - у пациента появляется надежда на реальную возможность существенного улучшения, интерес к занятиям конным спортом.

И последнее. Живое тепло лошади, тот эмоциональный настрой, который испытывает пациент, общаясь с животным, не сможет дать ни один тренажер. Самое главное для пациента - поверить в себя, что-то суметь. Сможет в малом - получится и в большом.

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ

Для практической проверки эффективности охарактеризованной выше методики организации занятий иппотерапией необходимо проводить анкетирование пациентов после прохождения курса лечения.
Многолетний опыт применения иппотерапии в ряде зарубежных стран показывает бесспорное улучшение состояния пациентов с различной степенью выраженности двигательных расстройств. Это улучшение проявляется в повышении общей работоспособности и большей восприимчивости к традиционным терапевтическим методам, связанным часто с сокращением необходимого медикаментозного лечения.

Источник 

Игры в иппотерапии

Иппотерапевт Кукушкина Ирина Сергеевна:
Я думаю, многие из Вас помнят эту игру с детства. Мы так же используем различные варианты этой игры. Например: если всадник сидит на лошади первый раз, боится, держится руками за седло, игра помогает ему отвлечься. Я протягиваю ребенку ладонь со словами: «Хлопни меня по ладошке». Если всаднику трудно самостоятельно выполнить это задание, тогда помогаю и выполняю вместе с ним. Постепенно усложняю задачу. Так со Златой и Сережей мы играем в ладушки из положения, сидя боком к движению. Иду то справа, то слева от лошади.

Повтори за мной.
 
 Всадник  хлопает в ладоши, повторяя за мной

- количество хлопков;
- определенный ритм;
|- какую-нибудь песенку или стихотворение

 (чаще используем стихи Агнии Барто, но один оригинал пел даже гимн России).
 
 Играем в различных исходных положениях.
 

Игры с мячом.

Если, выше описанные игры я использую при работе с детьми, то в игры с мячом с удовольствием играют всадники всех возрастов и мастерства. Все зависит от поставленной задачи.
Мяч можно и нужно кидать! Мы используем мячи разного цвета и диаметра. Игры с мячом могут быть как индивидуальными, так и групповыми (от 2 до 3 всадников).
Можно удерживать мячи различного диаметра одной или двумя руками с опорой и без опоры на седло. Упражнения могут выполняться на любых аллюрах.
Очень увлекательно кидать мяч в цель. Можно провести небольшое соревнование на точность броска.
 
С всадниками общей группы мы практиковали бросание мяча в цель во время прыжка.
 
Нужно учиться ловить разные мячи одной и двумя руками. Начинаем на неподвижной лошади, а в дальнейшем на движущейся шагом.
Практически всем всадникам полезно бросать мячи «перекрестно», т.е. левой рукой направо, а правой – налево.
Бросать мячи можно из разных исходных положений.


  Это далеко не полный список игр. В дальнейшем я буду рассказывать и о других играх, используемых нами на тренировках.

 

 

 

г. Уфа, пос. Миловка, ул. Рабочая
 тел.: +7(987) 10-777-11 

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

схема проезда