г. Уфа, пос. Миловка, ул. Рабочая телефон.: 8-987-10-777-11
e-mail: galibova@inbox.ru
схема проезда

Порода относится к числу древнейших и благороднейших. Она выведена бедуинами в IV-VI веках н.э. в центральных районах Аравийского полуострова. Самую древнюю из всех лошадиных пород, арабскую, многие люди считают самой прекрасной на земле. Благородная сухая голова с вогнутым профилем, выразительные глаза, живой темперамент и уникальный по плавности шаг без сомнения позволяют отнести её к наиболее изящным типам живых существ. Несмотря на то, что порода совершенствовалась на протяжении многих веков, её происхождения до сих пор неясно. Судя по древним изображениям, эта порода существовала на Аравийском полуострове уже в 2000 - 3000 году до нашей эры. Проживая в течении стольких веков вместе с племенами кочевников, арабские скакуны превосходно адаптировались к суровым условиям пустыни и приобрели исключительную выносливость.

Влияние арабских лошадей на развитие коневодства во всём мире не сравнимо ни с одной другой породой. Это влияние началось в седьмом и начале восьмого века нашей эры и было связано с распространением ислама на севере Африки и в Испании лошади арабских завоевателей намного превосходили животных других стран, и их стали

использовать для улучшения местных пород, что продолжалось на протяжении многих веков и фактически не прекратилось до сегодняшнего дня. До наших дней разводится "в чистоте", не смешиваясь с другими породами Внутри чистокровной арабской породы существует несколько типов. Средние промеры:

* высота в холке - 140-156 см 

* косая длина - 150,5 см 

* обхват груди - 179 см 

* обхват пясти - 18 см

Арабские лошади пропорционально сложены, но невелики. Небольшая голова с широким лбом, тонкими губами, характерным вогнутым "щучим" профилем, широкими ноздрями и маленькими ушами, глубокая четко очерченная подщёчина, красивым изгибом переходящая в горло, грациозная "лебединая" шея, длинные, косо поставленные плечи с хорошо очерченной холкой, корпус с широкой объемистой грудью и короткой ровной спиной, высоко посаженный хвост, крепкие стройные ноги с четко очерченными сухожилиями и плотной сухой костью, твердые привильной формы копыта, мягкие, шелковистые грива и хвост.

Уникальный профиль арабского скакуна определяется строением его скелета, по некоторым параметрам отличающегося от лошадей других пород. У арабов 17 ребер (у других лошадей 18); 5 поясничных позвонков (у других лошадей 6) и 16 хвостовых позвонков (у других лошадей 18). Движения плавные, но достаточно быстрые. Отличаются крепким здоровьем, выносливостью и плодовитостью, живым, но уравновешенным темпераментом. Масть серая, гнедая, рыжая и вороная. Они хорошо акклиматизируются и поэтому широко распространены во многих странах мира. В Россию завезены в XVIII веке. До середины XIX века арабские лошади были основной улучшающей породой в местном коневодстве, а также при выведении большинства современных верховых и упряжных пород, в том числе чистокровной верховой, орловской рысистой. Помимо успехов в манеже для выездки, они чрезвычайно хорошо зарекомендовали себя в конных пробегах. В последние годы резко возрос интерес к скачкам лошадей арабской породы. В России чистокровных арабских лошадей разводят в Терском и Хреновском конных заводах и нескольких небольших хозяйствах. Общее их число составляет около 5000 голов, в том числе 30 жеребцов и 200 маток. Второй родиной стали для арабских лошадей предгорья Северного Кавказа. Здесь на Терском конном заводе выращивают чистокровных арабских лошадей самого благородного происхождения. Слава арабских лошадей, рождённых в долине у подножья гор Бештау и Змейка, дошла до самых отдалённых стран. На аукционы Терского конного завода приезжают покупатели всех стран мира. Выращенные в России чистокровные арабские лошади пользуются большим спросом на международных аукционах. Цена на на некоторых жеребцов достигает миллионов долларов. Тавро Терского коннго завода стало своеобразным знаком качества, которым отмечены многие чемпионы конских выставок в европейских и заокеанских странах.

Масти

Масти — в основном серая всех оттенков, часто встречается гнедая и рыжая, реже вороная. Серые арабские лошади в большинстве своём с возрастом приобретают «гречку». Иногда встречается пегая масть типа сабино, которую Всемирная организация заводчиков арабских лошадей (англ. World Arabian Horse Organisation) традиционно регистрирует как чалую. Очень редко встречается серебристо-гнедая масть, которую в прошлом принимали за игреневую.

Современная арабская лошадь имеет небольшую голову с вогнутым профилем и большими выпуклыми глазами, шея высокая, с небольшим лебединым изгибом. Спина средней длины, грудь широкая и глубокая. Конечности хорошо развиты, очень крепкие, также очень прочные копыта. Особое отличие арабской лошади от других пород — помимо вогнутой головы и крупных глаз, — так называемый «петушиный» хвост, который лошадь поднимает высоко при любом виде быстрого аллюра.

Арабская лошадь является долгожителем среди пород домашних лошадей. Многие из представителей этой породы доживают до 30 лет. Кобылы сохраняют способность к размножению до глубокой старости и отличаются плодовитостью.

Среди современных чистокровных арабских лошадей встречаются четыре типа экстерьера:

* кохейлан — массивные лошади с крепкой конституцией, широкогрудые, выносливые, отличные скакуны; масть в основном гнедая или рыжая; 

* сиглави — породные и нарядные лошади со средней конституцией тела, невысоким ростом, более лёгкие и менее резвые в скачках; масть в основном серая; 

* хадбан — не породные, но самые крупные в породе лошади, резвые, выносливые скакуны и спортивные лошади; масть рыжая или гнедая, реже серая; 

* кохейлан-сиглави — смешанный тип, сочетающий в себе нарядные, сухие формы сиглави и массивность кохейлана; этот тип также отличается более высоким ростом и высокой работоспособностью; масти — гнедая, серая, рыжая.

 

История породы

Эта порода была выведена путём долгого отбора при скрещивании древних домашних лошадей, обитавших в условиях местных пустынь в то время.

При формировании породы большую роль сыграли постоянные войны арабов-бедуинов, которые использовали этих лошадей, как военных. В результате такого специфического отбора при отличном уходе и кормлении в условиях пустынь и полупустынь появилась некрупная, плотно сбитая, породная лошадь, очень выносливая и резвая на галопе, обладающая превосходными движениями на всех аллюрах.

Долгое время арабские лошади были самым ценным богатством местных кочевников. Они были запрещены к продаже в другие земли, в том числе и в Европу, под страхом смертной казни. Были запрещены скрещивания арабских лошадей с другими породами, поэтому порода на протяжении долгих веков развивается в чистоте.

Знаменитый арабский жеребец по кличке Darle], завезённый в Англию в XVIII векеЗнаменитый арабский жеребец по кличке Darle], завезённый в Англию в XVIII веке

Первые арабские лошади в Европе появились во времена крестовых походов. Несмотря на свой небольшой рост (в те времена арабские лошади были несколько мельче, чем современные), эти лошади были настолько резвы и красивы, что сразу стали улучшателями многих европейских пород лошадей — верховых, упряжных и тяжеловозов.

Благодаря арабской породе были выведены такие знаменитые породы лошадей, как берберийская (Марокко), андалузская (Испания) и лузитано (Португалия), липпицан (Австрия), шагия (Венгрия), орлово-ростопчинская верховая, стрелецкая (и на её основе терская) (Россия), а также среди упряжных — знаменитый орловский рысак, среди тяжеловозов — першерон и булонский тяжеловоз из Франции. Главной породой, которая была выведена на основе арабской породы (правда с неменьшим влиянием более древней ахалтекинской), является чистокровная верховая (или английская скаковая), самая резвая современная порода, участвующая в скачках.

В России арабская лошадь впервые появилась при царе Иване Грозном. Под влиянием этих лошадей были созданы не только орловский рысак и стрелецкие лошади. Арабские скакуны оказали большое влияние на улучшение таких российских пород, как донская, кабардинская, карачаевская, карабахская и др.

Арабские лошади в СССР и России

Арабские лошади в России всегда были первоклассного качества: в царское время арабские лошади, выведенные в России получали призы на различных международных выставках. В советское время арабские лошади, выведенные здесь, закупались в различные страны Европы, в США и даже в страны Аравийского полуострова.

В СССР и современной России арабские лошади разводятся всех четырёх породных типов (см. выше), в отличие от Европы и США, где селекционеры предпочитают разводить только породных и красивых арабских лошадей сиглави.

Арабские лошади в СССР в течение 65 лет проходили испытания на скаковых ипподромах начиная с двух лет (в последнее время арабские скакуны в России, как и в других странах начинают скакать с трёхлетнего возраста). Арабские лошади, выведенные в СССР и России, неоднократно подтверждали выский скаковой класс, побеждая на ипподромах Польши, Англии, Франции, арабских странах. Трижды арабские лошади из СССР завоёвывали «Приз Европы».

Выдающиеся арабские скакуны из СССР всегда пользовались большим спросом за рубежом. Так, гнедой жеребец Песняр (Набег — Песня 1955) был продан на аукционе в США за 1 млн долларов. Другой жеребец, Менес (Набег — Метрополия 1977) был сдан в аренду в США за ещё более высокую сумму — $2,4 млн (оба представители линии Амурата). Многие арабские лошади, выведенные в СССР признавались чемпионами Европы по экстерьеру, а сын Менеса Император был признан чемпионом мира.

В арабской породе, разводимой на территории России сегодня развиты линии Пиолуна и его сына Прибоя, Корея, Насима, Амурата и Асуана.

Скачки на арабских лошадях можно увидеть сегодня на Московском, Пятигорском, Казанском, Ростовском, Нальчикском и Краснодарском ипподромах. Главные призы для арабскихх лошадей, в том числе всероссийское «Дерби» для этой породы разыгрывается на Пятигорском ипподроме.

Скачки на арабских лошадях можно увидеть сегодня на Московском, Пятигорском, Казанском, Ростовском, Нальчикском и Краснодарском ипподромах. Главные призы для арабскихх лошадей, в том числе всероссийское «Дерби» для этой породы разыгрывается на Пятигорском ипподроме.

Арабские лошади на иракских динарах, 1981

Лучшие российские арабы сегодня выращиваются в Московском, Хреновском и Терском конных заводах, а также в некоторых частных хозяйствах.

В настоящее время арабская лошадь очень широко распространена в мире. Для координации племенной работы с этой породой была создана Всемирная организация арабского коневодства, объединяющая 60 стран.

Арабские лошади используются в основном в скачках и в конных пробегах, а также как лошади для любительской верховой езды и любительского конного спорта. Многие породы лошадей до сих пор продолжают улучшать путём скрещивания с арабской породой. Племенная работа сегодня направлена на сохранение и развитие лучших качеств арабской породы, а также некоторое увеличение в росте.

Принято считать арабскую чистокровную породу, как одну из самых древнейших. Опираясь на древние изображения можно предположить, что арабские лошади существовали уже 2000 - 3000 г. до н.э. Однако в своей книги Д.Я. Гуревич пишет, что арабская порода выведена бедуинами в центральных районах Аравийского полуострова в IV-VI вв н.э. Князь Урусов дает более развернутую информацию ("Книга о лошади" 1902 года).

Наиболее благородным представителем чистокровной лошади является арабская лошадь чистой расы признанная одинаково естествоиспытателями и иппологами.

Что касается древности арабской расы, то она вовсе не так значительна, как это полагают наши, арабоманы. Гердот, например, упоминает, что арабы, следовавшие в войске Ксеркса, были не на лошадях, а на верблюдах. В клинообразной надписи 733 года до Р.Х. (до н.э.), сообщается, что при завоевании Аравии царю Таглатфалассару досталась добыча из 30 000 верблюдов и 20 000 рогатого скота, о лошадях же он, несмотря на подробное описание, ничего не упомянул. Даже Сарданапал V, который хвастался, что собрал все сокровища Аравии, умалчивает о лошадях. Страбон, провожавший римского полководца Галлуса в Аравию, говорил: "Аравия владеет большим количеством рогатого скота, но не имеет ни лошадей, ни мулов, ни свиней, а так же не имеет гусей и кур". Диодор и Плиний описывают животных, встречавшихся в Аравии, но о лошадях опять таки не говорят ни слова. Ко всем этим цитатам можно прибавить и мнение Публия Вегеция, относящееся к более позднейшему времени; этот знаток лошадей описывает различные породы в глубокой древности, главным образом, которые приобрели известность своими достоинствами, об арабской же лошади он умалчивает вовсе. О лошадях северной Африки он пишет, что это прекрасные животные для цирковых зрелищ, но прибавляется, что они испанского происхождения.

Напрасно также мы будем искать в греческих и римских сочинениях что-нибудь об арабских лошадях. Только Аммиан Марцеллин, живший во второй половине четвертого столетия, описывая нравы и обычаи Сарацин, говорит вскользь о быстроте их лошадей.

Из всего этого следует, что Аравийский полуостров даже в первых столетиях по Р.Х. не имели еще лошадей, а в VII столетии, во время Магомета, лошадь уже повсеместно распространена в Аравии. Таким образом, у нас нет оснований считать арабскую лошадь древнейший, как голословно утверждают ее поклонники.

Справедливость заставляет нас, однако заметить, что конеразведение в Аравии не носило огульного характера, и не было распространено на всей площади полуострова, а держалось лишь в небольших оазисах, которые могли быть пропущены исследователями. Существует описание Аравiи Слiаба, относящееся к 1500 г. до Р.Х., где подробно говорится о великолепном коне пустыни и с этого времени, во всяком случае, должны считать давность Арабской лошади.

В Египте лошадь появилась значительно раньше, приблизительно за 2400 лет до Р.Х., а в 1700 лет спустя египетские фараоны владели прекрасно устроенными конскими заводами.

Метод заводского разведения лошадей у Парфян состоял в том, что в случку допускались только победители скачек и определенного происхождения. Жеребят усиленно кормили и проводили обязательные ежедневные тренировки, на определенную дистанцию. Не будет ошибкой считать, что Парфяне многовековыми трудами над своим коневодством, которое вели с проникновенным талантом детей природы, положили первый зачаток правильному заводскому отбору производителей, дали основу культурной породе лошадей и будущему мировому значению великолепного коня пустыни.

Пророк однажды высказался таким образом: "Все зло происходит от двух причин-от женщины и лошади". Такое изречение в устах человека, имевшего 30 жен, казалось бы странным, если бы в этих словах нельзя было подметить затаенного смысла. Магомет полагал, что ничто не ввело бы человека так легко в искушение, как желание сделаться обладателем красивой женщины или благородного коня.

Уже в те времена арабские лошади чистого происхождения стояли целое состояние. Например, шейк из Анецэ, купивший у бедуина из Руалла одного жеребца шомеритского скрещивания на огромную сумму и, кроме того, с условием, что новый владелец обязуется выплачивать пожизненную ренту продавцу и его ближайшим наследникам.

В те времена приобрести чистокровного араба было почти невозможно. В основном продаваемые лошади являлись полукровными, скрещенные с шомерискими лошадьми. В продажу так же шли и лошади вороной масти, исключительно из суеверия. У бедуинов вороная масть считалась предвестником несчастья.

К кормлению лошадей бедуины подходили особо. Кормили ячменем и верблюжьим молоком, причем особенно последнее производило на лошадей благоприятное влияние. Большое благо для бедуинов представляет из себя саранча, и они утверждают, что ничего не в состоянии так укреплять мышцы, как этот корм. Овес же считается излишне горячительным кормом. Бедуины кормили своих лошадей по вечерам, причем, не расседлывая их и не снимая уздечки; взнуздываются же лошади только во время военных походов. Поили лошадей до восхода солнца, отчего они не так жиреют, а во время сорокадневного периода жары, лошади поились только через день.

Между прочим, про индейцев говорилось, что они прекрасные ездоки, на самом же деле езда их ниже всякой критики. Им известно только два аллюра, ускоренный шаг и галоп и рот их лошадей в той же мере тверд и чувствителен, как дубленая воловья кожа.

Что касается арабского коннозаводства, то, по словам г. Твид, то, что у нас принято называть чистокровным арабом, принадлежат к пяти фамилиям: "Ku-Hai-Lan", "Sak-La-We", "U-Bai-Yan", "Ham-Da-Ne" и "Had-Ban". В каждом отдельном случае доказать происхождение лошадей от одной из этих фамилий сопряжено с большими трудностями. Не следует забывать, что pedigree и тем более "студбуки" или заводские книги, в Аравии вещь неизвестная и если в редких случаях изготовляется особый аттестат с указанием родословной, то только для того, чтобы пустить пыль в глаза легковерным европейцам. Иногда писались, правда, особого рода документы на лошадь, но они не представляли собой точно также родословной, а являются скорее талисманом от "дурного глаза". Сами арабы передавали устно происхождение

Сами арабы передавали устно происхождение лошади из поколение в поколение.

Во времена Князя Урусова, как и тысячу лет назад, наибольшее число типичных арабов встречалось в Неджеде, хотя и в других частях Аравийского полуострова могли встретить их в единственных экземплярах. Но все эти лошади имелись, так сказать, на-перечень и пользовались большой популярностью среди местного населения и были хорошо известны всякому заводчику и конеторговцу. Отсюда и такие высокие цены, если они вообще продаются. Владельцы таких лошадей отзывались еще большими фанатиками "крови", чем английские заводчики чистокровных скаковых лошадей. Если их спросить, чистокровен ли их жеребец, то они воскликнут: "Видит Аллах, этим жеребцом можно крыть даже темной ночью". Этим они хотели сказать, что "чистая кровь" избавляет заводчика от необходимости осматривать внешние формы.

Благодаря этому взгляду между арабскими лошадьми распространены такие пороки, как плохие плечи, узкоколенность и так называемая французская постановка передних конечностей, шпат и пр. Это тем менее удивительно, если вспомнить, что бедуины большие любители близкого спаривания, на что они собственно вынуждались обстоятельствами, так как не всегда было возможно достать хорошего производителя не родственной и чистой крови. Результатом такой случки естественно получается закрепление недостатков в потомстве. Хотя они не случали брата с сестрой, или мать с сыном, но в спаривании потомков одного отца они не видели ничего предосудительного.

Чистокровный араб имел маленькую голову, широкий лоб, заостренные уши, почти соприкасающиеся своими верхними концами, заостренный нос, слегка выпуклые огненные глаза, изогнутую, легкую шею и отнюдь не густую гриву, в виду того, что густая грива есть признак нечистой крови. Помимо этого бедуин ценит хорошо развитую холку, широкую грудь, короткое, не без лишнего жира, туловище, резко выдающиеся сухожилия на ногах, небольшие круглые и крепкие копыта, красивую постанову хвоста и тонкие длинные волосы в хвосте. Голова и конечности подвергались особой критике. Но главное достоинство лошади, в глазах араба, заключается в ее происхождении.

Неджеди редко достигали 150 см в холке. Наиболее распространенные масти - серая в яблоках, рыжая и светло-гнедая. Вороная и караковая считались слишком простыми. Ковка у арабов стояла, к сожалению, на очень низкой ступени развития, благодаря чему погибло не мало хороших лошадей. Неджедских лошадей описывали уже тогда, как сегодня выглядят лошади типа "сиглави", но так же описывали их экстерьерные недостатки и малый рост.

Князь Урусов развернуто описывает плохое содержание арабских лошадей в Аравии. Даже у крупных заводчиков лошади содержались в плохих условиях, особенно тяжело приходилось жеребятам.

Рожденные южным ветром (Арабская чистокровная)

 

Мифы и история

Арабская лошадь окружена романтическим ореолом таинственности. Пряными ароматами восточной сказки наполняют ее образ многочисленные легенды. Одна из них так повествует о происхождении арабской породы. Когда Аллах захотел создать лошадь, он сказал южному ветру: “Из благоволения к тебе Я желаю сотворить живое существо из тебя к прославлению моих святых и уничижению моих врагов, а потому внимай и сгусти себя!” Южный ветер отвечал: “Исполню волю Твою, Владыка”, и сгустил себя. Из этого вещества Аллах создал темно-гнедую лошадь и сказал: “Я называю тебя лошадью, имя тебе арабская. Ты будешь господином среди всех других животных. В твоем господине Я дал тебе друга. Я тебе дал способность летать без крыльев, будь то в нападении или бегстве. Добыча и удача будут на твоей спине, дающей отдых”.

Однако легенды легендами, а что было на самом деле? Ведь когда речь заходит о происхождении арабской породы, можно услышать самые разные, порой прямо-таки фантастические теории. Взгляд на арабскую как на древнейшую из культурных пород распространился в XIX веке одновременно с особым пристрастием к ней. Некоторые исследователи утверждали, что арабские кони напрямую происходят от некой специфической разновидности дикой лошади, обитавшей на Аравийском полуострове много тысяч лет назад.

 

Акварель Виктора Адама, 1824 г.

Часто в качестве доказательства исключительной древности арабской породы приводят эпизоды из Библии, где говорится о многочисленных лошадях царя Соломона - он мог жить примерно в X веке до н. э. В самом деле, арабов окружали древнейшие цивилизации, у которых породистые лошади были уже в библейские времена, и народы, создавшие эти цивилизации, имели с арабами общие корни. И если считать арабскую породу прямым потомком коней Ассирии и Египта, то происхождение ее затеряется где-то во втором тысячелетии до нашей эры.

Но все же при внимательном изучении исторических документов создается несколько иная картина. В соседних с Аравией странах породистые боевые кони появились в глубокой древности. В то же время арабы даже много веков спустя не имели своей конницы. Например, в войске Ксеркса (V век до н. э.) арабские воины ездили на верблюдах. С “кораблями пустыни” они были “на ты” уже очень давно: ведь Аравия считается родиной домашнего одногорбого верблюда, и поныне породистые аравийские дромадеры - самые тонконогие, легкие и резвые.

В I веке н. э. географ и историк Страбон, сопровождавший во время похода в Аравию римского полководца Элия-Галла, подробно описал лошадей стран Востока, но об арабских не сказал ни слова. Не упоминает об арабской лошади в своем перечислении конских пород и Вегеций (IV век н. э.). Только римский историк Аммиан Марцеллин (тоже IV век н. э.) впервые говорит не только о стройных верблюдах, но и о быстроногих конях сарацинов. Даже при Мухаммеде (VII век н. э.) лошадей у арабов было очень мало: во всем его войске во время войны с корейшитами их было всего две. В дальнейшем отряды конницы появились, но они были очень небольшими.

В Коране можно найти имена верблюдицы пророка, его осла, его мула, но упоминания о лошади Мухаммеда в нем нет. Устные предания о лошадях Мухаммеда были собраны арабскими учеными уже в XIV-XV веках. Судя по всему, лошадь в Аравии в доисламскую эпоху была большой редкостью, а главное, на полуострове не было еще своей породы, той породы, чьи исключительные качества так поразили завоевателей-европейцев несколько веков спустя.

 Конечно, на создание такой самобытной породы, как арабская, должно было уйти не одно столетие: по-видимому, хороших лошадей из соседних стран начали собирать в Аравии еще с первых веков нашей эры, когда север и запад Аравийского полуострова входили в состав Парфянского царства.

К IV веку н. э. лошади проникли и во внутренние районы Аравии. Установление ислама дало развитию коневодства гигантский толчок. За объединением арабов под знаменами новой религии последовала мощная экспансия на Восток и Запад. В достаточно короткий срок арабами были завоеваны земли от Индии до берегов Атлантического океана. В Средней Азии, древнейшем центре культурного коневодства, в их руках оказалась ценнейшая добыча: не только золото, оружие, но и прекрасные породистые кони. Под властью халифата оказались и обширные пространства Северной Африки: историки отмечали, что приемы езды арабских всадников были сходны с нумидийскими. В больших количествах лучшие лошади завоеванных стран вывозились в Аравию.

Отныне разведение породистых лошадей считалось богоугодным делом и всячески поощрялось. Одно из напутствий пророка гласит: “Будешь получать столько отпущений в грехах, сколько будешь давать своей лошади ячменных зерен”. Бедуин верил, что лошадь дарована ему Аллахом как знак особого благоволения: “Да не отважится злой дух проникнуть в шатер, где находится лошадь чистой крови. Каждую ночь да ниспустится к ней ангел, поцелует ее в лоб и благословит ее хозяина”.

Сиглави, кохейланы, хадбаны...

 

“Мамелюк”. Литография К.Верне, 1820 г.

Итак, древняя культура коневодства, перенесенная из дальних стран, прочно укоренилась на аравийской земле. Конь стал верным спутником араба и в быстрых переходах по пустыне, и в войнах с грозными соседями, и в нападениях на богатые караваны. Уход за лошадьми у арабов был очень тщательным: их держали возле палаток, поили верблюжьим молоком и подкармливали финиками и кусочками сушеного мяса. Лошади бедуинов очень привязывались к своим хозяевам, а их понятливость и послушание очень выручали в поединке с врагом. Лишения, которые коням приходилось терпеть во время походов, закаляли их.

Арабы сумели создать поистине уникальную лошадь. Многовековой направленный отбор не только закрепил в арабской лошади резвость, неутомимость, выносливость, стойкость к голоду и жажде, но и придал ей совершенно особые, специфические черты экстерьера. Вот как выглядел идеал конской красоты в глазах араба. У лошади четыре части тела должны быть широкими: лоб, грудь, круп, ноги; четыре - длинными: шея, предплечья, бедра, голени; четыре - короткими: крестец, бабки, уши, хвост.

Аравия - страна знойных пустынь и плодороднейших оазисов. Самыми знаменитыми считались скакуны из пустыни Неджд. В прошлом веке французский путешественник Пальгрев отмечал, что лошади Неджда - “совершеннейшие лошади Аравии, а может, и всего мира”. Однако исследования советских ученых показали, что на внутренних пустынных плато арабские лошади из-за худших кормовых условий мельче, чем в оазисах. В районах Багдада, Дамаска, Мосула, Алеппо лошадей разводили арабы племени аназе: здесь всегда было вдоволь люцерны и ячменя. Их лошади достигали 150-155 см в холке и имели более длинные линии шеи и крупа. Есть сведения, что лошадям аназе еще сравнительно недавно приливалась туркменская кровь.

 

“Шатер араба”. Картина Эдвина Лендсира, 1866 г.

Арабы не вели письменных родословных своих коней, но знали их происхождение наизусть. Большое значение придавалось кобыле: считалось, что, вынашивая жеребенка в своем чреве, она передает ему свои качества в большей степени, чем жеребец. Порода велась по женской, а не по мужской линии - жеребенок считался принадлежащим колену матери. Русские знатоки и заводчики арабской лошади А.Г.Щербатов и С.А.Строганов, посетившие в конце XIX века Ближний Восток, составили схему разделения арабской породы на различные колена. Наиболее известные колена происходят из рода Бинт Эль Ахаудж, который разделился на пять групп, получивших впоследствии название Эль Хамса (по-арабски “пять”). К Эль Хамса относятся колена Кохейлан, Сиглави, Абейан, Хамдани и Хадбан. Каждое колено делится еще на несколько ответвлений. Наиболее распространены и ценимы Кохейланы; название колена происходит от слова “кохль” - черный порошок, употреблявшийся для окраски ресниц: “кохейхан” говорили о жеребце с крупными выразительными глазами, обрамленными темными веками (о кобыле - “кохейлет”).

В породе имеется еще 16 колен, не относящихся к Эль Хамса, но скорее всего происходящих от колена Кохейлан. Из них наиболее известен род Маанеги с ответвлениями Арнаби и Ибн Сбейли. Эти лошади менее красивы, причем в их экстерьере преобладают длинные линии; они имеют хорошо развитую мускулатуру и очень выносливы в скачках на большие расстояния. В то же время А.Г.Щербатов и С.А.Строганов отмечали, что все эти колена перемешаны между собой, и характерный тип можно выделить лишь весьма условно. Разделение породы на генеалогические колена сохранилось на арабском Востоке и до настоящего времени. Так, рожденный в Египте жеребец Асуан, подаренный в 1963 году советскому правительству, по типу ярко выраженный сиглави, в египетской племенной книге тем не менее был записан в раздел хадбанов.

 В Европе названиями колен Сиглави, Кохейлан и Маанеги (Муники), в России - Хадбан, стали пользоваться для обозначения внутрипородных типов. Сиглави - тип наиболее породного, утрированного араба, относительно неглубокого и легкого. Кохейланы костистее, глубже, несколько грубее, менее требовательны к условиям содержания и кормления, но сохраняют яркую породность. Они ниже сиглави и более широкотелы. В западной литературе можно встретить сравнение сиглави с “феминным” (“женским”), а кохейлана - с “маскулинным” (“мужским”) типом красоты. Тип хадбан отличается от первых двух более крупным ростом, длинными линиями и менее выраженной восточной породностью. Хадбаны обладают наибольшей работоспособностью - этот тип иногда описывают как скаковой. Европейцев больше притягивали лошади очень породные, нарядные, утрированного типа. В то же время бедуины часто ставили на первое место силу и выносливость и лошадей грубоватых, “хадбанистых”, ценили не меньше типичных “сиглави”.

Европейцы впервые познакомились с арабской лошадью во время крестовых походов. На фоне тяжелых неповоротливых коней крестоносцев восточная лошадь являла разительный контраст: ее преимущества были неоспоримы. С захваченных во время крестовых походов арабских “живых трофеев” началось проникновение породы в Европу. Путь из Западной Европы в Аравию через Средиземное море был легче и ближе, чем на Средний Восток, да и политическая обстановка способствовала тому, чтобы арабская лошадь получила в Европе большее распространение, чем, например, более крупная и резвая туркменская. Так, в XVIII-XIX веках среди европейских коннозаводчиков все больше укреплялось мнение о превосходстве арабской лошади над всеми другими восточными породами. В результате даже турецких, персидских, туркменских лошадей стали ввозить под именем арабских.

Сколько европейцев, раз повстречав арабскую лошадь, навсегда отдали ей свое сердце! Пренебрегая опасностями дальнего пути, они отправлялись на Восток - на поиски коня своей мечты. К тому же пришло время легкой и маневренной конницы, и для ее создания восточная лошадь подходила как нельзя лучше. В Польше, где отношение к арабским лошадям всегда было особенно трепетным, разводить их в чистоте начали еще в XVI веке; позднее появились заводы князя Сангушко, Потоцких, Браницких, откуда арабские лошади распространялись по всей Европе. В XIX веке были созданы Яновский конный завод в Польше, Бабольно в Венгрии, Помпадур во Франции, Краббет Парк в Англии, Строганова на Кавказе и другие. Арабская лошадь стала одним из главных улучшателей европейских полукровных пород.

 

Араб - универсальная лошадь

Значение арабской лошади для мирового коневодства огромно, даже если учесть, что роль ее в XVIII-XIX веках была несколько преувеличена. Например, берберийская порода свой современный облик получила во многом благодаря арабской крови. Многие ценные арабские лошади оставили свой след в чистокровной верховой породе. Испытали арабское влияние и почти все полукровные породы: тракененским и ганноверским лошадям и сейчас периодически “приливают” арабскую кровь. Арабские жеребцы-основатели дали названия венгерским породам гидран и шагия. Явные следы улучшения арабской кровью можно обнаружить даже у различных аборигенных лошадей и пони Европы, а в дальних рядах родословных имеют арабских предков и некоторые тяжеловозы. В России с помощью арабской крови были созданы орловская верховая и орловская рысистая, ростопчинская, стрелецкая породы, улучшены качества донских лошадей. Мало найдется в мире верховых и легкоупряжных пород, которые не несли бы в себе хотя бы небольшой доли арабской крови.

Постепенно арабские лошади из знойных пустынь Ближнего Востока расселились по всему миру, это одна из самых “международных” пород: сегодня их можно встретить и в туманном Альбионе, и в знойной Аргентине. Больше всего арабских лошадей в США: только племенных маток здесь около 25 тысяч. Поголовье арабских лошадей в этой стране за последние 40 лет выросло более чем в 5 раз и достигает сотен тысяч. Среди заводчиков есть даже звезды Голливуда. На втором месте - Австралия с 42 тысячами чистопородных лошадей. Наибо-лее ценные линии происходят из конных заводов Польши, Англии, Испании. На Востоке лучшим поголовьем арабской породы обладают государственные конные заводы Египта.

Русские арабы

Сегодня сотни тысяч арабских лошадей живут в почти ста странах мира, но Всемирной ассоциацией арабского коневодства признаны племенные книги лишь примерно 40 стран, среди которых давно и по праву занимает свое место Россия.

В Россию арабские лошади попадали еще в XV веке. В конце XIX - начале XX веков арабское коневодство России по качеству не уступало иностранному. Затем грянула революция, гражданская война... Но уже в 1921 году на землях бывших заводов С.А.Строганова и Султан-Гирея был организован Терский конный завод, с которым связана история создания терской породы. Сюда поступали чистокровные арабские лошади из Франции, Польши, Германии; их не только использовали в скрещиваниях, но и разводили в чистоте. С 1944 года Терский конный завод полностью переключился на чистокровное разведение арабской породы.

 

В СССР было создано немногочисленное, но очень ценное поголовье арабских лошадей. Высокий уровень племенной работы, регулярные испытания молодняка в скачках, хорошая закалка в условиях Северного Кавказа позволили Терскому заводу добиться мирового признания. На Западе “русские арабы” пользуются заслуженной славой: ведь в них ярко выраженный тип сочетается с достаточно крупным ростом и прекрасными рабочими качествами. Например, в США, где численность арабской породы превышает сто тысяч голов, потомство лошадей, импортированных из СССР, ценится особо. Миллионы долларов платили американские заводчики за жеребцов Песняра, Пеленга, Менеса. Жеребцы Мускат и Марсианин и кобыла Пристань были признаны чемпионами среди арабских лошадей США. В последние годы хорошую конкуренцию терским арабам составляют лошади арабского отделения Хреновского конного завода. Разводят арабов и в нескольких частных конных заводах. Русские арабы и сегодня показывают за границей очень высокие результаты.

 

Широкому распространению арабских лошадей в классических видах конного спорта препятствует в основном их мелкий рост. У нас к тому же арабов всегда было мало, и их стремились максимально использовать для улучшения других пород. Однако это отнюдь не означает, что арабы не пригодны для спорта, даже такого сложного его вида, как троеборье: примером могут служить жеребцы Мак, Профиль, Покоритель. За рубежом арабская лошадь - самая популярная для соревнований по пробегам, на многих стартах более половины участников едут на чистокровных или полукровных арабах.

В последние десятилетия мировой рынок оказался перенасыщенным арабскими лошадьми, и интерес к ним несколько упал. Но и сегодня у арабской лошади множество страстных поклонников: ведь у нее столько достоинств, что она найдет себе применение даже при самых резких поворотах моды. А может быть, мы и сегодня видим в арабском коне полумифическое, божественное существо?

Экстерьер и особенности породы

 

Арабская лошадь уже давно стала символом конской красоты. Ее маленькая точеная головка с тонкими, широко раздувающимися ноздрями и огромными выпуклыми темными глазами приведет в восхищение любого. Формы ее очень характерны: лицевая часть заметно укороченная и утонченная, профиль вогнутый (так называемый “щучий”), лоб широкий, иногда слегка выпуклый и заметно сужается к небольшим подвижным ушам. Дугой изгибается лебединая шея арабского коня.

Арабская лошадь некрупная (148-155 см в холке) и очень изящная. Корпус ее округлый и компактный, но не слишком массивный, конституция сухая и крепкая. Грудь достаточно широка и глубока, спина короткая и прямая, круп умеренно спущенный, причем для арабов характерно укорочение крестцовых костей. Одна из особенностей, выделяющих араба среди других пород, - очень высоко поставленный хвост: на бегу он часто держит его вертикально. Ноги тонкие, стройные, с хорошо отбитыми сухожилиями и небольшими аккуратными копытами.

Волос у арабского коня тонкий и шелковистый, грива и челка средней длины, мягкие и струящиеся. Масти арабских лошадей - серая, рыжая (в том числе бурая) и гнедая. Очень редко встречаются вороные и караковые арабы, другие масти в породе вовсе отсутствуют. Серые лошади наиболее многочисленны; часто они рано седеют, становясь белыми, а с возрастом у них появляется “гречка”. Среди рыжих можно встретить лошадей с более светлыми гривой и хвостом.

“Поступь у него такая легкая, что он мог бы танцевать на груди твоей возлюбленной, не повредив ее”, - так говорит бедуин о своем коне. Действительно, на бегу, особенно на рыси, арабская лошадь будто летит над землей. Она идеальна как верховая: очень резва, но при этом легка в управлении и послушна. При правильной работе она отличается “мягким” ртом, легко поддается выездке, поворотлива и обладает хорошим равновесием. Темперамент у арабов энергичный и пылкий, но они очень добронравны. Выносливость “детей пустыни” поистине уникальна. Кроме того, они отличаются долголетием, крепким здоровьем и плодовитостью. Характерно, что у арабов не встречается заболевание меланосаркома, поражающее только серых лошадей.

 

В американском стиле

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скотсдейл - это слово имеет для всех американских “арабистов” совершенно особое значение. В этом небольшом городке в штате Аризона ежегодно проводится красочный праздник арабской лошади. В его программу входят различные виды соревнований, в том числе и такие, которые можно увидеть только в Америке. Во-первых, это выводки-шоу (halters shows). Подготовка к ним не так-то проста: тренер-профессионал (halter) месяцами развивает мускулатуру, движения своего питомца, учит его раскрывать свою красоту перед зрителем. На шею победителю надевают огромный венок из цветов. Во-вторых, это любительская езда в стиле “вестерн” (western pleasure). Третий чисто американский вид соревнований называется, как ни странно, “английская любительская езда” (english pleasure). Изначально он был придуман специально для лошадей американской верховой породы, но впоследствии вполне подошел и для арабских лошадей. Посадка при английской любительской езде отличается от общепринятой: всадник отодвигается к пояснице лошади, ее центр тяжести смещен назад, а перед максимально освобожден, что обеспечивает большую амплитуду движения передних ног. На лошадь надевают двойное оголовье и специальное седло: оно похоже на выездковое, но более плоское. При такой посадке особое значение приобретает равновесие всадника. Форма спортсмена на соревнованиях по английской любительской верховой езде словно срисована с гравюры XIX века: брюки со штрипками, ботинки, шляпа-”котелок”. На основе английской любительской езды развилась “парковая езда” (park horse): здесь центр тяжести лошади смещается еще сильнее, и она показывает утрированно высокие движения. Кроме того, арабские лошади испытываются в легкой упряжи. В довершение всего проводится конкурс костюмов в восточном стиле.

 

Литература 

Камбегов Б. Д., Балакшин О. А., Хотов В. Х. Лошади России: полная энциклопедия. — М.: Издательство «РИЦ МДК», 2002. — 240 с. — ISBN 5-94079-010-0.

Ссылки 

* Официальный сайт Хреновского конного завода 

* Официальный сайт ОАО «Московский конный завод № 1» 

* Сайт Всемирной организации арабского коннозаводства 

Часть материала взята в журнале "Конный мир":  http://horseworld.ru/ 

г. Уфа, пос. Миловка, ул. Рабочая
 тел.: +7(987) 10-777-11 

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

схема проезда